Ребенок не говорит.Что делать?

Развитие речи ребёнка — одна из важнейших задач для родителей. От того, насколько успешно малыш овладеет языком, будет напрямую зависеть его социальная адаптированность и будущая самореализация. Для полноценного общения ребёнок должен научиться облекать свои мысли и ощущения в слова, доступные пониманию окружающих. Как помочь ребёнку научиться говорить? Родителям, желающим помочь своему крохе начать говорить и делать это сознательно и связно, могут пригодиться следующие советы:

  1. Начало разговора с малышом с момента его появления на свет. Конечно, пока ребёнок не понимает слова взрослых, а реагирует только на интонацию, но это уже немаловажно. Кроме того, даже в таком возрасте происходит пассивное формирование словарного запаса.
  2. Отказ от соски. Исследования доказали негативное влияние соски-пустышки не только на прикус, но и на развитие речи ребёнка. Если родители злоупотребляют использованием этой сомнительной помощницы, с большой долей вероятности можно предсказать, что их малыш, регулярно сосущий пустышку, начнёт говорить позже своих ровесников.
  3. Развитие мелкой моторики. Это словосочетание на слуху у всех современных родителей. И не даром. Центры, отвечающие за речь и координацию движений рук, в головном мозге человека находятся рядом. Развитие одного из них повлечет за собой стимуляцию соседнего. Чтобы малыш поскорее заговорил, будет полезно занимать его пальчиковыми играми. Стоит приобрести для крохи специальные сортеры и шнуровки. Можно смешать в шкатулке мелкие предметы различной фактуры и формы и позволить ребенку их перебирать, ощупывать, группировать. Естественно, нельзя в это время оставлять малыша без присмотра, маленький исследователь обязательно пожелает испробовать все на вкус.
  4. Правильная речь родителей. Желая научить ребёнка говорить внятно, не следует сюсюкать с ним. Необходимо различать ласковое обращение и употребление исковерканной речи, которая выражает умиление взрослых, но бесполезна для малыша. Только чётко произносимые слова станут основой будущей чистой речи ребёнка.
  5. Удовлетворение любопытства ребёнка. На каждый свой, пусть пока немой, вопрос, малыш должен получить ответ от взрослых. Нельзя игнорировать детскую любознательность и отмахиваться от его желания узнать что-то новое. Если ребёнок настойчиво указывает пальчиком на предмет, необходимо объяснить ему простыми словами, что это такое и для чего предназначено. Каждый день ребёнку нужно давать новую информацию в небольших объемах. Слова, которые уже объяснялись ранее, должны регулярно повторяться. К примеру, во время прогулки при каждой встрече с кошкой нужно повторять, указывая на неё, что это кошка.
  6. Чтение книг. Необходимо с первого года жизни прививать ребёнку интерес к чтению. Именно книги играют ключевую роль в формировании лексикона, развивают воображение и улучшают запоминание. Начинать лучше с простых стишков, сопровождаемых яркими иллюстрациями. Рифмованный текст легче воспринимается детьми. Нужно приложить старание и приучить малыша к ежедневному чтению.

И, наконец, хочется добавить, что для развития речи ребёнка надо вовлекать в диалог: задавать ему вопросы, добиваться его реакции на свои слова и всячески поощрять его стремление к общению. Конечно, процесс обучения ребёнка, который завершится созданием из него вразумительно изъясняющегося собеседника, отнимет немало времени и сил, но результат того стоит.