Развитие речи ребёнка — одна из важнейших задач для родителей. От того, насколько успешно малыш овладеет языком, будет напрямую зависеть его социальная адаптированность и будущая самореализация. Для полноценного общения ребёнок должен научиться облекать свои мысли и ощущения в слова, доступные пониманию окружающих. Как помочь ребёнку научиться говорить? Родителям, желающим помочь своему крохе начать говорить и делать это сознательно и связно, могут пригодиться следующие советы:
- Начало разговора с малышом с момента его появления на свет. Конечно, пока ребёнок не понимает слова взрослых, а реагирует только на интонацию, но это уже немаловажно. Кроме того, даже в таком возрасте происходит пассивное формирование словарного запаса.
- Отказ от соски. Исследования доказали негативное влияние соски-пустышки не только на прикус, но и на развитие речи ребёнка. Если родители злоупотребляют использованием этой сомнительной помощницы, с большой долей вероятности можно предсказать, что их малыш, регулярно сосущий пустышку, начнёт говорить позже своих ровесников.
- Развитие мелкой моторики. Это словосочетание на слуху у всех современных родителей. И не даром. Центры, отвечающие за речь и координацию движений рук, в головном мозге человека находятся рядом. Развитие одного из них повлечет за собой стимуляцию соседнего. Чтобы малыш поскорее заговорил, будет полезно занимать его пальчиковыми играми. Стоит приобрести для крохи специальные сортеры и шнуровки. Можно смешать в шкатулке мелкие предметы различной фактуры и формы и позволить ребенку их перебирать, ощупывать, группировать. Естественно, нельзя в это время оставлять малыша без присмотра, маленький исследователь обязательно пожелает испробовать все на вкус.
- Правильная речь родителей. Желая научить ребёнка говорить внятно, не следует сюсюкать с ним. Необходимо различать ласковое обращение и употребление исковерканной речи, которая выражает умиление взрослых, но бесполезна для малыша. Только чётко произносимые слова станут основой будущей чистой речи ребёнка.
- Удовлетворение любопытства ребёнка. На каждый свой, пусть пока немой, вопрос, малыш должен получить ответ от взрослых. Нельзя игнорировать детскую любознательность и отмахиваться от его желания узнать что-то новое. Если ребёнок настойчиво указывает пальчиком на предмет, необходимо объяснить ему простыми словами, что это такое и для чего предназначено. Каждый день ребёнку нужно давать новую информацию в небольших объемах. Слова, которые уже объяснялись ранее, должны регулярно повторяться. К примеру, во время прогулки при каждой встрече с кошкой нужно повторять, указывая на неё, что это кошка.
- Чтение книг. Необходимо с первого года жизни прививать ребёнку интерес к чтению. Именно книги играют ключевую роль в формировании лексикона, развивают воображение и улучшают запоминание. Начинать лучше с простых стишков, сопровождаемых яркими иллюстрациями. Рифмованный текст легче воспринимается детьми. Нужно приложить старание и приучить малыша к ежедневному чтению.
И, наконец, хочется добавить, что для развития речи ребёнка надо вовлекать в диалог: задавать ему вопросы, добиваться его реакции на свои слова и всячески поощрять его стремление к общению. Конечно, процесс обучения ребёнка, который завершится созданием из него вразумительно изъясняющегося собеседника, отнимет немало времени и сил, но результат того стоит.