Приобщение ребенка к искусству

Помните, что за удивительную историю рассказывают о том, как Софья Ковалевская стала математиком? В детстве ее комната была обклеена страничками из учебника математики. Она, будучи еще ребенком, визуально знала все формулы, хотя не понимала их значения. Но интерес к тайнам предмета уже зародился. Почему в семьях актеров дети часто выбирают артистическую стезю? Почему были династии художников? О людях с профессиями врачей, военных, учителей, которые насчитывают в своих династиях несколько поколений, и говорить нечего! Очень просто: то, чем увлекаются, живут, о чем ведут разговоры успешные в своих профессиях люди, невольно впитывают их дети. Закладываемая с детства база только развивается в старшем возрасте. Даже если родители не художники, не литераторы или музыканты, но хоть немного разбираются в искусстве, они постепенно вводят в мир своих увлечений детей, внуков, воспитанием которых занимаются. Так начинается приобщение к искусству.

Первые шаги в мире изобразительного искусства.

Если родители хотят приобщить ребенка к искусству, то начинать это надо как можно раньше. В магазин, где продавались репродукции картин, часто приходили люди пожилого возраста и, увидев «Неизвестную» Ивана Крамского, «Утро в сосновом лесу» Ивана Шишкина, «Охотники на привале» Василия Перова, с радостью сообщали: «Я люблю эту картину, она у моей бабушки в комнате висела!» Детские воспоминания незабываемы! Так что если хотите привить интерес к изобразительному искусству, купите, например, календарь с репродукциями картин известных художников, повесьте его в хорошо освещенном месте в комнате. Малышу интересно будет смотреть на картины. А если вы поговорите с ним о том, кто или что изображено, какие цвета использовал художник, а в старшем дошкольном возрасте введете в их лексикон понятия «портрет», «пейзаж», «натюрморт», то ваши дети будут выгодно отличаться от многих сверстников.

Обращайте внимание ребенка и на книжные иллюстрации. Не просто читайте им сказку или стихотворение, а рассматривайте с ними картинки: «Кто из героев тут изображен? Во что он одет? К какому эпизоду относится иллюстрация? Удалось ли художнику передать, что этот герой сказки добрый, а этот — злой? Как это передано на картинке: цветом, позой, выражением лица?»

Посещение музея.

Экскурсия в музей или картинную галерею в дошкольном возрасте не всегда может дать положительный результат в деле приобщения к искусству. Множество картин и долгое хождение по залам лишь утомят малыша. Если уж идти в галерею, то для того, чтобы посмотреть что-то конкретное. Например, картину «Богатыри» Виктора Васнецова. Желательно подготовить ребенка к посещению музея, объяснив, что есть дома, где «живут» картины, иные произведения искусства. Про картину, которую вы решили ему показать, необходимо с ним поговорить, объяснить ее сюжет, рассказать о героях и событиях, изображенный на ней. Можно организовать «встречу» с уже хорошо известной ребенку по репродукциям картиной. Она «удивит» его или размером («Богатыри» В.Васнецова), или необыкновенными цветовыми решениями («Золотая осень» И.Левитана), или настроением («Грачи прилетели» А.Саврасова). Посещение выставок, музеев следует обязательно обсуждать до и после встречи с искусством, вспоминать при случае о таком событии. Тогда такие мероприятия будут восприниматься как радость, вызывать желание повторить встречу с искусством.

Общение с музыкой.

Все, о чем говорилось в связи с изобразительным искусством, можно отнести и к музыке. Хороший музыкальный вкус развивается чаще всего из любви и понимания народной песни. Недаром первая музыка, которую слышит ребенок, — это колыбельные песни. Тихие, спокойные, простые в восприятии, они вводят детей в художественный мир музыки и слова. Далее заботливые родители начинают приучать малышей к детским и потешным песням, которые поднимают настроение, незаметно содействуя воспитанию дружбы, любви к родным, даже к животным.

Хорошо, если дети танцуют под музыку. Они удивительно легко сами придумывают простые движения, которые соответствуют ритму: кружатся, хлопают, топают. Не мешайте им! Поощряйте такие импровизированные концерты. Показывайте, при случае, как танцуют классические и народные танцы, что такое балет.

Ребенок в театре.

Если есть возможность, с детства следует водить детей в театр. Ведь это комплекс разных видов искусства: музыки, танца, изобразительного искусства, художественного слова. Как приятно видеть множество ребятишек на спектаклях с родителями или бабушками с дедушками! Посещение театра — это хорошая школа воспитания культуры поведения в общественных местах. Дети учатся раздеваться в гардеробе, искать свое место в зале, правильно проходить, чтобы занять его, тихо и внимательно слушать, выходить в антракте. Все это очень важно.

Не ждите, что воспитатели детского сада или школьные учителя приобщат ваших детей к искусству, делайте первые шаги сами, ведите своих малышей туда, не откладывая на потом. Ведь вы — их первые воспитатели и учителя.