Как сплотить родительский коллектив в школе?

Когда мы говорим о коллективе класса, то, естественно, относим эти слова к учащимся, а каков он, хороший или не очень, считаем, что это во многом зависит от педагогов, прежде всего, от классного руководителя. Но есть у класса еще одна, не всегда принимаемая во внимание, потенциально мощная сила, способная в значительной мере влиять на жизнь коллектива. Речь идет о родителях.

И тут возникает вопрос: что могут сделать папы и мамы, встречающиеся обычно несколько раз в году на родительских собраниях? Вопрос резонный. Конечно, если дело обстоит именно так и родители почти не знают друг друга, ничего. Но если они объединены, если они чувствуют себя коллективом взрослых людей, заинтересованных в том, чтобы детям их класса жилось в школе хорошо, интересно, многое может измениться. И не только в учебных делах ребят. Приобщение родителей к школьным заботам в хорошем смысле влияет и на взаимоотношения детей и взрослых в семье.

Теперь вот в чем задача: как стать коллективом группе взрослых? Захотят ли объединиться ради новых забот и дел родители, которые в подавляющем большинстве люди очень занятые? Как сплотить этих разных людей? Рассмотрим некоторые варианты.

Родительский коллектив (обычно в его составе 5-6 человек) получает от классного руководителя список учеников с полными данными о каждой семье: имена и отчества родителей, их рабочие и домашние телефоны, место работы, должность. Подготовка любого классного мероприятия начинается с того, что родительский комитет извещает все семьи ребят: делаем то-то… За каждым членом комитета как бы закрепляются примерно 6 семей. Оповестить всех подопечных, распределить между ними задания, разъяснить что-то, если это необходимо, — совсем не сложно для одного человека. Несколько звонков, и представитель родительского актива уже знает, насколько заняты взрослые, когда обычно приходят с работы, с желанием ли откликаются на просьбы, с охотой ли помогают. И такие отношения между родителями уже можно считать неофициальными.

Конечно, познакомиться друг с другом можно и на одном из первых собраний — провести своеобразное представление семей. Пусть каждый расскажет о своей семье и себе: чем увлекается, что конкретно может сделать в помощь классу. Правда, надо учесть, многие все-таки не любят рассказывать о себе малознакомым людям. Иной застенчив, а кто-то и сам пока не представляет, чем может быть полезен школе. Да и времени на такое, пусть даже самое короткое представление, уходит немало. А главное, сразу трудно запомнить, кто есть кто.

Есть еще одна возможность узнать друг о друге — анкетирование. Но опять-таки, путь тоже не самый продуктивный. Конечно, кое-какие данные родительский комитет получит, но цель — перезнакомить, сдружить взрослых — не будет достигнута. Ведь в каждом классе есть мамы и папы, которые вовсе не стремятся к контактам со школой, считая, что воспитание — дело сугубо учительское и организация классных дел — забота в первую очередь классного руководителя.

Как показывает практика, родителям намного легче договориться между собой о степени участия каждого в жизни класса. Им и потребовать друг с друга проще. Здесь все на равных: все заняты, все занимаются детьми не по должности, а по совести. Если родительский комитет проявит такт и настойчивость, то уклоняющихся от классных дел со временем станет все меньше и меньше.