10 самых распространенных родительских жалоб и ошибок.

Как исправить родительские ошибки?

В представлении молодых родителей, ребенок — это милый ангелочек, который кушает и спит по расписанию, любит прогулки и слушается маму с папой. Спешим обрадовать: это не всегда так.

Конечно, попадаются такие бесценные создания, но большинство подрастающих малышей норовят что-то вытворить. Они ломают, пачкают, разбивают и не слушаются! Но всегда ли дети виноваты в своих шалостях?

Мы собрали популярные жалобы родителей. Прочитав их, вы поймете, что на самом деле дети хотят быть послушными, просто мы, взрослые, не всегда находим к ним подход.

1. Он меня не слышит!

Как часто вы замечали, что ребенок совершенно вас не слышит? Он всего в двух шагах от вас ковыряется в конструкторе и не слышит просьбы застелить постель. Повышаете голос, но увлеченный игрой малыш будто не замечает вашего присутствия. На секунду подняв глаза, как ни в чем не бывало, продолжает свое нехитрое дело.

Ошибка. Ребенок умеет концентрироваться только на одной задаче. Из-за непроизвольного внимания он не способен сразу переключиться на новое поручение и выполнить его.

Работа над ошибкой. Хотите быть услышанным — переключите внимание ребенка на себя и установите с ним зрительный контакт. Для этого присядьте на корточки, посмотрите малышу в глаза и повторите свою просьбу, обратившись к нему по имени (можно взять его за руку).

2. Выстраиваем алгоритм.

После прогулки вы просите ребенка переодеться, собрать игрушки и идти обедать и недоумеваете, почему он садится за стол в прогулочной одежде, так и не прибрав в своей комнате.

Ошибка. В сказанной вами фразе 3 поручения: переодеться — прибраться — покушать. Младшему дошкольнику еще сложно запомнить длинную цепочку действий и ее последовательность.

Работа над ошибкой. Давайте отдельные и короткие указания вместо сложных и непонятных. Пока ребенок не справится с одной задачей (не переоденется), не озвучивайте другую (убрать игрушки).

3. Полунамеки и риторический вопрос.

Часто родители облекают свои просьбы в непонятные формы. Например, «Веди себя прилично» или «Как долго ты будешь возиться в этой луже?» Как понять дошкольнику, что он должен тише разговаривать или вылезти из лужи, если в ваших словах нет побуждения к действию?

Ошибка. Ваши просьбы косвенные и уклончивые, для ребенка они уклончивы и непонятны.

Работа над ошибкой. Давайте четкие и конкретные указания, чтобы кроха понимал сказанное однозначно.

4. Излишняя многословность.

Видя, как малыш придумал очередную запрещенную забаву (прыжки на кровати, кувырки на турнике), вы предупреждаете его о последствиях и вспоминаете прошлый неудачный опыт («Не лезь туда, разве забыл, как неудачно перекрутился и растянул руку?»).

Ошибка. Длинный монолог взрослого путает ребенка и не дает до конца осмыслить сказанное. Не стоит напоминать о прошлых «грехах» и пугать последствиями, которые могут и не наступить.

Работа над ошибкой. Долгие объяснения заменяйте короткими и понятными указаниями: «Не прыгай на кровати, это опасно». Переключите внимание ребенка, превратите запретное действие в шутку: подхватите его и подбросьте вверх, пролетите вместе с ним самолетиком, покружите каруселью.

Не можете изменить поведение ребенка — меняйте обстоятельства. Малыш уплетает конфету за конфетой — спрячьте сладость подальше от глаз, норовит залезть пальцами в розетку — используйте специальные заглушки. Так вы избежите криков и шлепков.

5. Прямо здесь и сейчас!

На сделанное замечание родители требуют мгновенного послушания. Они сказали убрать игрушки — ребенок тотчас начал уборку. Увы, малыш часто заставляет себя ждать, медленно раскачивается или вовсе не приступает к своей обязанности, что провоцирует новую порцию родительского недовольства.

Ошибка. Ребенку не хватает времени. Опять-таки непроизвольное внимание мешает отвлечься от интересного ему занятия и переключиться на новый вид деятельности.

Работа над ошибкой. Произвольное внимание, требующее силы воли, формируется только к 6-7 годам. До этого возраста давайте ребенку запас времени. Не хочет уходить с площадки — не гоните его криками и угрозами, мол, я ухожу, ты оставайся. Умейте договариваться: еще два спуска с горки — и идем домой, смотришь последнюю серию мультфильма — и собираемся на прогулку.

6. Повторение — мать учения.

Так-то оно так, да бесконечно повторять ребенку одно и то же весьма утомительно. Казалось бы, сколько раз ему напоминалось, что после улицы надо мыть руки, но в одно ухо влетело, а через другое вылетело. Мама не напомнила, и кроха садится за стол с грязными руками.

Ошибка. Плохо, что малыш не стремится к самостоятельности и осваивание необходимых навыков дается с трудом. Но надо учитывать, что у детей могут доминировать отличные от взрослых каналы восприятия. Возможно, ваш ребенок плохо воспринимает информацию на слух.

Работа над ошибкой. В таких случаях психологи рекомендуют использовать картинки с напоминаниями. Благодаря нехитрым шпаргалкам ребенок быстрее освоит навыки чистюли: в ванной или в другом видном месте прикрепите рисунки, демонстрирующие, в каких случаях надо мыть ручки.

7. Ненужный крик.

Часто мы подгоняем ребенка к действию криком, но лишние децибелы в голосе не приводят к желаемому результату. Наоборот, чадо будто сковывается, еще больше упрямится и не слушается.

Ошибка. Крик пугает ребенка, вызывает страх и тревогу и мешает понять суть просьбы.

Работа над ошибкой. Старайтесь держать себя в руках, избавляйтесь от негатива приемлемыми способами: рвите бумагу, бейте подушку, займитесь физическими упражнениями. Читайте книги по детской психологии, познакомьтесь с методами подавления крика.

Если постоянно кричите на ребенка — проблема в вас. Уделяйте себе время, высыпайтесь, проводите время с друзьями или в одиночестве. И скоро заметите, что стали терпимее к детским шалостям.

8. Отрицания.

Родители знают, что запреты работают наоборот, но упорно продолжают что-либо запрещать (не бегай, не лезь, не пачкайся), а потом удивляются, что ребенок не слушается.

Ошибка. Особенность детского восприятия такова, что они легко пропускают мимо ушей частицу «не», превращая запрет в притягательную идею, которую воплощают в жизнь.

Работа над ошибкой. Давайте позитивные указания. Говорите ребенку, что ему делать, а не что ему не делать. Запреты заменяйте интересными альтернативами.

9. Ох, уж эта гиперопека!

Стой! Осторожно! Не надо! Не смей! — наиболее часто употребляемые родителями словесные формулы, которые якобы страхуют ребенка от всех опасностей. Постоянные одергивания сами мамы воспринимают как любовь и заботу, но для детей — это двуместное вторжение в естественное развитие.

Ошибка. Чрезмерная опека мешает ребенку познавать окружающий мир, делает его безынициативным, вялым и не способным принимать самостоятельные решения.

Работа над ошибкой. Проанализируйте замечания, которые вы делаете крохе за день. Всегда ли они оправданы? Откажитесь от чрезмерного контроля, будьте рядом с малышом во время игр на площадке и дома и учите основам безопасного поведения. Вы — лучший пример для подражания.

10. Коммуникативные проблемы.

Если ваш ребенок стал чрезмерно капризен, вы не можете найти с ним контакт, задумайтесь, достаточно ли вы уделяете ему время.

Ошибка. Неумение слушать и посвящать свое внимание ребенку, когда ему это на самом деле нужно.

Работа над ошибкой. Малышу достаточно нескольких минут искреннего внимания родителей, когда мама и папа, отложив текущие дела, уделяют время только ему, а не телефонным звонкам, разговору с друзьями или просмотру телевизора. Хотя бы час-два в день отдавайте себя ребенку полностью, играйте вместе с ним, разговаривайте. Пусть ваше внимание будет неподдельным.

Возможно, в каких-то пунктах вы узнали себя, тем лучше. У вас есть время, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону и избежать старых ошибок в общении с ребенком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.